Воскресенье, 16.07.2017, 05:32Главная | Регистрация | Вход | RSS

Форма входа

купить диплом специалиста недорого в Москве и по России

Служебные кнопки



МЫ В СОЦ СЕТЯХ


Поиск

Яндекс Поиск



Немного о нас

Пузомерки



Зеленая Планета

Кнопка нашего сайта

Свободная Планета






Топ пользователей

НАШИ НОМИНАНТЫ


НАШИ СПЕЦКОРЫ

san
2
ULG
5
koe
9




Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Погода




Эко-мониторинги






Друзья сайта



Форум сайта свободная Планета

Главная » 2017 » Июль » 10 » Сновидения Фемистокла и Ганнибала.

22:13
Сновидения Фемистокла и Ганнибала.

 

Наша попытка подвергнуть интерпретации серию сновидений принадлежащих личностям, чьи имена привязаны к историческому отрезку отделённому от нас веками многим может показаться чересчур самонадеянной. Естественно такого рода анализ во многом будет иметь условный характер. 

С другой стороны, как мы знаем, сновидения играют компенсаторную роль по отношению к сознательной позиции индивида, поэтому вскрывая смысл символов бессознательного представленных в сновидении мы получаем возможность составить некоторое представление о происходящем в психике индивида на сознательном уровне. Мы можем проследить как изменялось "коллективное сознание" эпохи, которую мы взялись рассматривать, обратившись к бессознательному её современников. Таким образом, возможно, нам удастся получить более полное представление, чем это позволяет сделать исторический подход. Ещё одна причина, по которой мы обращаемся к сновидениям в их историческом контексте состоит в том, что природа человеческой психики имеет глубокий структурный базис, который остаётся неизменным в течении многих веков - изучая его мы получаем возможность получить более детальное представление о структуре психе.

Возможно, Римская империя - последнее государство, в культурной и политической жизни которого сновидения играли значительную роль. Дочери римского сенатора приснился сон, в котором ей явилась богиня и высказала последней упрёк в том, что храм предназначенный для поклонения богам оказался заброшен и теперь требует немедленного восстановления. Тогда девушка явилась в сенат и рассказала всем свой сон, после чего сенаторами было принято решение восстановить храм. Следующая история связанная с именем великого римского поэта произошла в Афинах. Однажды Софоклу приснился сон, в котором известный ему человек украл драгоценный сосуд из храма Гермеса и спрятал его в одном месте. Поначалу он не придал особенного значения этому сновидению, тогда оно повторилось второй и третий раз. Софокл понял, что увиденное им произошло в действительности. Он явился в Ареопаг и рассказал там свой сон, после чего вор был пойман, а сосуд вернулся на своё место.

С тех пор как англичане заняли земли африканских аборигенов, их сны утратили свою значимость. Они считают, что теперь захватчики являются носителями великих сновидений, им известно, когда начнётся война, каков будет урожай, кто украл овцу и прочее. Здесь мы видим социальную и "политическую" функции сновидений - сны оказываются посланными вождю самими небесами. Заглядывая в период античности мы видим аналогичное отношение к сновидениям - большие сновидения имели значение для человека лишь в тех случаях, когда субъективно они воспринимались как пророческие, то есть их содержание в буквальном смысле касалось будущего. Нет ничего удивительного в том, что зачастую бессознательные паттерны, которые находили своё отражение в содержании сновидения, в дальнейшем реализовывались и в действительности. Это обусловливал тот факт, что человек периода античности осознавал процессы происходящие в собственной душе в крайне малой степени.

А теперь позвольте мне произвести краткий обзор жизненного пути Фемистокла (514-449 до н.э.) Его отцом был афинянин, матерью - фракиянка, незаконнорожденный он с детства был ущемлён во многих правах. Фемистокл обладал яркой индивидуальностью, своевольным характером и в значительной степени выраженным комплексом власти. Победа Мильтиада в битве под городом Марафон пробудила честолюбие в Фемистокле.

Как известно, Фемистокл всегда стремился превратить Афины в морскую державу в противовес своему главному политическому конкуренту Аристиду, выступавшему за наращивание сухопутного военного потенциала. Он убедил афинян построить около двухсот кораблей пустив на это средства от продажи серебра рудников Лавриона. Таким образом порт города Пирей был укреплён и в итоге выстоял натиск морских сил персов в великой войне Греции и Персии. Греческим флотом командовал спартанский адмирал. Фемистоклу хитростью удалось навязать персам сражение в узком саламинском проливе, благодаря чему был предрешён исход битвы. Фемистокл также в значительной мере способствовал укреплению Афин.

Его небывалая слава вызывала зависть. Фемистокл был обвинён в коррупции и государственной измене, подвергнут остракизму и в итоге вынужден был покинуть Афины. Преследуемый спартанцами он бежал на Аргос, оттуда Фемистокл двинулся на Корфу и далее в Малую Азию. Он легко вошёл в расположение к персидскому царю Артаксерксу, который предоставил ему политическое убежище и дал в управление три города в Малой Азии: Магнесию, Лампсак и Миунт. Здесь он жил вместе со своей семьёй до самой смерти в возрасте шестидесяти пяти лет. Вскоре после смерти Фемистоклу был воздвигнут мемориал, и ему поклонялись как богу. На монетах с изображением Фемистокла последний был запечатлён держащим блюдо над принесённым в жертву быком. Похоже, в данном случае ему атрибутировалась функция жреца, хотя легенда, которая появилась несколько позднее повествует о том, как Фемистокл совершил самоубийство - он выпил кровь быка, поскольку считал невозможным следуя воле персидского царя выступать в войне против своего народа.

Сейчас мы остановимся на том моменте, когда Фемистокл покидает Корфу и отправляется в Малую Азию. Здесь он некоторое время пребывает в сомнениях: имеет ли смысл идти прямо в стан врага? На некоторое время Фемистокл остановился у одного богатого молоссийца, который имел дружеские отношения с персами. После того как местный жрец, Олбиос принёс жертву, тот сказал Фемистоклу: "пускай теперь ночь говорит!" Оказавшись в безвыходной ситуации, загнанный Фемистокл увидел следующий сон: "змея извивалась по его животу и подползла к шее; коснувшись лица, она превратилась в орла, который обнял его крыльями, поднял и унес; вдруг пред ним явился золотой кадуцей; на него орел и поставил его в безопасности, и Фемистокл избавился от страха и тревоги". После этого Фемистокл без колебаний двинулся ко двору царя переодевшись женщиной. Сопровождаемый жрецом Зевса он рассказал свой сон Ксерксу, после чего тот обещал Фемистоклу двести талантов и вверил во владения три города,которые мы упоминали выше. Придворные, разумеется, были разгневаны таким жестом - фактически Ксеркс оказал поддержку врагу государства.

Интерпретация сновидения.

Изложенный выше сон при близком рассмотрении обнажает типичную картину драмы. Первый и основной мотив её - нападение змеи на сновидца. Поскольку этот символ чрезвычайно многозначен, я разделю весь спектр значений, которые мы будем рассматривать в ходе амплификации, на несколько категорий:

- змей как хтонический дух (к примеру, Змей Мидгарда, который был врагом высших богов в Германо-скандинавской мифологии). 

- змей как дух погибшего героя - демон могил (вспомните иозбражения змеи обвивающейся вокруг яйца на могильных камнях как символ перерождения, обновления жизни).

- как гений места (гений Афин, Кекропс живущий в акрополе, царь Эрехтей, который ребёнком был помещён в колыбель кишащую змеями, Кихрей согласно легенде внушающий мужество грекам в битве при Саламине).

- как исцеляющий даймон (змей Эскулапа).

- как мантическое животное вдохновляющее пророков (в волшебных сказках съедая змею человек обретает способность видеть будущее и говорить на языке зверей и птиц. Царь Мелампод имел эмблему в виде змея на щите).

- как материнская фигура в её негативном аспекте (змея Гекаты, Пифон - враг Аполлона, Ехидна - наполовину женщина, наполовину змея, Гея, с которой сражался Геракл).

- как символ духа (Филон Александрийский говорил, что змея - самое духовное животное на земле, поскольку она быстра как пневма, не имеет ни рук ни ног, живёт бесконечно долго и сбрасывает кожу обновляя себя"). В алхимическом символизме, в мистериях Осириса и Сабазия змей выступал символом самообновления.

Это один из наиболее парадоксальных символов, поскольку являясь смертельным врагом Богов и героев, хтоническим демоном змей представляет собой инстинктивные силы, и в то же время будучи "самым духовных животным на земле" является олицетворением духа. В этой связи нам стоит обратиться к "Природе психе" Юнга, работе, в которой последний определяет топос души помещая его между двумя полюсами - инстинктивным и архетипическим со всей присущей ему бесконечностью образов и смыслов, являющихся элементами духа. Архетипический образ и инстинкт разделены лишь в теории - в потоке жизни они едины. Парадокс заключается в том, что змей является одновременно олицетворением инстинкта в его биологическом смысле и "духовным наполнением" инстинктивного побуждения. Объединение этих двух сторон предстаёт пред нами в образе крылатого змея. В рассматриваемом нами сновидении орёл и змея представлены как оппоненты. Подобное можно наблюдать на примере следующего шумерского мифа. Орёл и змея заключили союз перед Шамашем, богом солнца, поклялись в вечной дружбе. Орёл, однако, увидев потомство змеи решил съесть его и убить змею. Он разорвал своими когтями и проглотил всех детёнышей змеи. Обнаружив утрату потомства змея пришла к Шамашу, который дал ей совет, как отомстить орлу. Следуя ему она забралась в тушу мёртвого быка ожидая своего обидчика. Когда орёл прилетел, змея скрутила его крылья и бросила в глубокую яму, где он должен был умереть от голода. Тогда орёл в свою очередь воззвал к Шамашу с мольбой спасти ему жизнь. Тогда Этана (человек) который искал волшебную траву для своей жены спустился в яму к орлу и освободил его. Орёл поднял его высоко в небо, и когда они достигли врат небесных тот отказался лететь дальше, но Этана настоял на продолжении полёта. Аналогичный мотив можно наблюдать в более позднем мифе об Александре Великом, который запряг в корзину двух огромных птиц и приказал им нести его вверх так, чтобы он имел возможность узнать, что творится на небесах. В пути ему повстречался крылатый человек, который обратился к Александру со словами: "ты слишком невежественен в делах земных, к чему знать тебе о небесном порядке? Возвращайся скорее на землю, иначе станешь ты добычей тех птиц, что несут тебя".

Борьба змеи и орла на символическом уровне отражает конфликт духа и инстинкта, появление этого мотива свидетельствует о необходимости достижения более высокого состояния сознания. 

Здесь же мы наблюдаем мотив "гения места". Фемистокл был "призван судьбой", гением Афин - города, где он родился. Содержания коллективного бессознательного преломляются через призму субъективности изменяя судьбу индивида. Змея извивающаяся у него на груди как символ имеет непосредственное отношение к Афинам, из которых Фемистокл был изгнан. До тех пор пока он находился в её власти, течение его жизни определял соответствующий "гений места". Фемистокла постигло бы безумие останься он в том же положении. Но стоило только змее приблизиться к его шее, как она превратилась в орла. Последний как и змея имеет широкий спектр символических значений. Он олицетворяет стихию воздуха, это один из символов духа. В меланезийских мифах, к примеру, чародей отправляет свою душу в путешествие придавая ей форму орла. Индейцы Апачи верят, что орлы воплощают божественное присутствие. Их перья используют в ритуальных целях. Орлы также являются птицами Святого Иоанна, поскольку, как говорят отцы церкви, только они имеют силу созерцать божественную славу. Орёл также часто соотносится с солнцем и как змея олицетворяет принцип самообновления. В одном из известных шумерских мифов орёл является солнцем поднимающимся ввысь каждый день на восходе. Согласно другому мифу орёл летит к солнцу и падает опалив свои крылья, разбивается и воскресает вновь молодым подобно фениксу. В иранской мифологии орёл приносит человеку огонь с небес и наделяет его высшими силами. В греческой - орёл посланник Зевса. Это символ власти и лидерства. Орёл - предводитель индейских племён. В одном из мифов Ацтеков повествуется о том, как орла увидели сидящим на кактусе - в этом месте был основан город. Римские легионеры разбивали зимние лагеря там, где находили орлиные гнёзда. Римский император носил скипетр увенчанный статуэткой орла. Юнг писал: "орёл парит высоко, вблизи солнца, он - сын солнца, птица света, олицетворение всякой высокой мысли, великого энтузиазма. Например, когда Ганимед, посланник Зевса, был поднят орлом на высоты Олимпа, не что иное как дух и энтузиазм юности охватил его и вознесли на высоты к богам. Можно сказать, что это была духовная, возвышающая сила. Но известно, что орел способен устремиться вниз и утащить овцу или даже маленьких детей; у нас в Швейцарии существуют такие страшные поверья. Это то, на что способен и дух, духовное опьянение, духовный порыв; покружив над толпой, он внезапно выхватывает кого-то и поднимает на высоту. А змея это la force terrestre". В рассматриваемом сновидении змея превращается в орла стоит ей лишь коснуться лица Фемистокла. Лицо - это наиболее "значительная" часть головы - которой мы атрибутируем ментальные функции, в голове располагается центр сознания. Здесь же находятся основные анализаторы - зрительный, слуховой, олфакторный и вкусовой. Согласно воззрениям алхимиков голова олицетворяет небесную сферу в микрокосме тела человека. Змея ползёт от живота вверх к голове, касается подбородка - инстинкт, слепая движущая сила достигает уровня сознания. Это также иллюстрирует как некий бессознательный импульс, порыв находит выход на вербальном уровне - намёк на великолепные ораторские способности Фемистокла. Тем не менее он всё ещё пребывает в состоянии "одержимости" - орёл несёт его вверх, что, вероятно, отражает "великие замыслы" Фемистокла, его одухотворённость и энтузиазм. Также этот мотив напрямую соотносится с актуальным состоянием  сновидца - Фемистокл "потерял почву" под ногами, будучи преследуемым своими соотечественниками он оказался среди врагов, утратил свой дом и был отвергнут родиной. Инфляция эго всегда ведёт к утрате чувства реальности. Кульминационный момент сновидения наступает с появлением золотого кадуцея - которое символизирует демаркацию теменоса. Жезл - основной инструмент упорядочивания, его используют пастухи, чтобы направлять стадо, с той же целью его носят короли и знахари. Гонорий Августодунский называет архиерейский посох "правящей доктриной". Королевский скипетр, пучок прутьев ликтора в древнем Риме символизирует власть над жизнью и смертью граждан. Объявляя собрание племён эскимосы посылают глашатаев несущих посохи украшенные перьями, ношение которых атрибутирует им функции духовных пастырей. С помощья своего посоха Гермес мог погружать в сон и пробуждать, его он также использовал в царстве Аида, когда вёл за собой души умерших. Жезл - это своеобразный медиатор, посредник между противоположностями несущий в себя потенциал объединения. По этой причине посохи глашатаев в античности считались священными.

Развязка драмы происходит, когда Фемистокл оказывается стоящим на золотом жезле, который представляет собой теперь объединённые в единое целое в результате слияния противоборствующие установки. В этом символе слепая движущая сила инстинкта "психизируется", находит прямой доступ к сознательной личности и как следствие его внутреннее "Я" оставляет одностороннюю идентификацию занимая позицию "между" двух полюсов. Сейчас он может свободно вверить свою жизнь воле заклятого врага, что фактически Фемистокл вынужденный полагаться полностью на "другую сторону" и совершает цитируя персидскому царю сказанное ему голосом из сновидения. Боги благоволят Фемистоклу.

В алхимии жезл соответствует третьей стадии процесса метаморфоз психики. Змей, уроборос, дракон представляют собой первую - начальную, "тёмную" или материальную форму субстанции. На смену змее приходит орёл как сублимированная форма той же субстанции. Цель процесса - получить не подверженное коррозии и разложению золото. Проводя эти алхимические параллели мы можем посчитать, что жезл как символ определённого состояния идентичен орлу и змее, но в действительности область ранее управляемая инстинктивно теперь находится в ведении сознания, "страсть кристаллизовалась во внутреннюю твёрдость". Мы можем представить основной посыл сновидения в таком виде: "Фемистокл, сейчас ты пойман, находишься в ловушке и утратил почву под ногами. Будь тем, кто есть ты в действительности, крепче обопрись о пьедестал своей самости и тогда будешь ты в безопасности". Но мы должны помнить, что стоять обеими ногами на посохе мягко говоря не очень удобно - и действительно, в возрасте тридцати пяти лет Фемистокл теряет всё, на чём была сосредоточена его внешняя активность. В его жизни происходят крайне значительные изменения, теперь он вынужден скитаться ведя за собой жену и троих детей - в этом смысле он принимает на себя некую "религиозную" функцию становясь как бы основателем новой земли. Мне хотелось бы произвести своего рода сравнительный анализ жизненной драмы Фемистокла с аналогичными обстоятельствами имевшими место на жизненном пути Ганнибала, великого карфагенского полководца, заклятого врага Римской республики, которые, однако, приняли трагический оборот. Ганнибал безмерно любимый своими легионами был последним значимым лидером Карфагена перед его падением в Пунических войнах.

Жизнь Ганнибала (247-183 до н.э.)

Рассматривая биографию Ганнибала очень важно держать во внимание тот момент, что фактически весь жизненный путь полководца нёс значительный отпечаток оставленный ненавистью его отца к римлянам. Когда Ганнибалу было девять лет он торжественно поклялся перед алтарём в храме Баала в том, что до конца своих дней останется непримиримым врагом Рима. Тогда же отец взял его в военную кампанию в Испанию таким образом раз и навсегда отлучив от матери. В то время между Карфагеном и Римом действовал пакт согласно которому карфагеняне не должны были продвигаться за Ибер (Эбро). Но к юго-западу от Ибера, в большей части Испании за карфагенянами признавалась полная свобода действий. Ганнибал не решался начать войну явно наперекор законным властям, но попытался вызвать нарушение мира со стороны испанской колонии Сагунта, находившейся под покровительством Рима, взяв на себя моральную ответственость за развязывание войны. Пользуясь враждебным отношением галлов к Риму, Ганнибал решил избрать своим главным направлением северное, двинувшись через Альпы. В переходе он потерял большую часть своего войска и лишился зрения на один глаз. Разгромив римские войска в битве при Каннах Ганнибал одержал одну из самых громких своих побед. Ему не удалось, правда, подойти к Риму неожиданно, благодаря чему у римлян было время укрепить свою оборону. В 202 г. до н.э. у селения Нарагарра состоялась встреча Ганнибала со Сципионом. Однако эта встреча не принесла никаких результатов, и скоро последовало сражение при Заме Нарагарра. Это сражение стало последним сражением 2-й Пунической войны. Войска Ганнибала попали в окружение и были наголову разбиты. С небольшим отрядом Ганнибал бежал в Гадрумет. Здесь он был избран суфетом и сразу же после своего избрания стал осуществлять программу внутреннего обновления страны. Поскольку члены олигархического совета, избираемые на свою должность пожизненно, не подчинялись закону, Ганнибал при поддержке народного собрания полностью обновил совет. Он также ввел строгую финансовую дисциплину, что позволило ему, не прибегая к повышению налогов на граждан, использовать все взимаемые на суше и на море пошлины на государственные нужды. Ганнибал не только смог выплатить Риму контрибуцию, но и пополнил государственную казну в надежде рано или поздно возобновить войну с Римом. Римскому посольству удалось скомпрометировать Ганнибала в глазах Антиоха, породив недоверие к нему. Ганнибал вынужден был бежать в Вифинию к царю Пруссии. Но здесь он был предан и прияняв яд ушёл из жизни.

Сон Ганнибала.

 "Ганнибал после взятия Сагунта увидел во сне, что Юпитер вызвал его на совет богов. Когда он явился туда, Юпитер приказал ему идти войной на Италию и дал ему сопровождающим одного бога, из числа тех, которые были на совете. После того как войско выступило в поход, сопровождаюший бог приказал Ганнибалу не оглядываться назад. Но тот не смог долго удержаться, побуждаемый любопытством, он оглянулся и вот увидел: чудовище, огромное и страшное, окруженное змеями движется за войском, уничтожая все на своем пути, выворачивая деревья и кусты, опрокидывая дома. Изумленный Ганнибал спросил у бога, что это за чудовище такое? И бог ответил: это идет опустошение Италии. И велел Ганнибалу двигаться дальше, не останавливаясь, и не беспокоиться о том, что делается сзади". Позднее в ходе военной компании Ганнибал увидел другой сон - как записано у Цицерона: "Ганнибал хотел вынести из храма Юноны Лацинии золотую колонну, которая там стояла, и усомнился, золотая ли она вся или только позолоченная, то он приказал просверлить ее насквозь. Обнаружилось, что колонна подлинно золотая, и Ганнибал велел ее вынести. Но во сне ему явилась Юнона и предостерегла, чтобы он этого не делал, пригрозив, что если он не послушается, то она позаботится о том, чтобы он и тот глаз, который у него хорошо видел, потеряет. И этот умнейший человек не пренебрег советом, полученным во сне. А из высверленного золота он повелел сделать статуэтку телушки, которую он поставил на верх колонны". Что сразу бросается в глаза, если рассматривать первое сновидение, так это фигура Юпитера направляющего Ганнибала. Здесь чувствуется подвох - поскольку центральное божество финикийского пантеона - Баал. Таким образом неосознаваемая личность Ганнибала является почитательницей римских богов. Архетипы коллективного бессознательного принимают облик богов вражеского лагеря. Стоит заметить, что Юпитер в этом сновидении выступает не просто как эквивалент Баала, что подтверждает приведённая в тексте сцена собрания богов. Карфагенский Баал был принцем спутником Иштар, он не являлся членом совета богов. Кроме того Баала почитали как бога плодородия, и перевод его имени на латинский был сопоставим с именем Плутона, правителя Аида, с которым он находился в большом сродстве. Кроме того во втором сновидении Ганнибала появляется образ матери богов римлян Юноны Лацинии. Ганнибал на тот момент, похоже, окончательно утратил "укоренённость в бессознательном" своей нации - он оставил Карфаген (город многонациональный, со смешанным населением) в возрасте девяти лет и был отделён от матери. Именно мать является носительницей традиции. Начало первого сновидения предвосхищает приближение катастрофы: "нести войну в Италию". Основные силы Карфагена заключал в себе его флот. Ганнибал придерживался военной стратегии, которая брала своё начало в греческой традиции, но по стечению обстоятельств ему пришлось принять сухопутный бой, несмотря на все преимущства, которые он имел на море. Ганнибал бессознательно защищал "высшие ценности" спроецированные им на Италию - он был очарован этой страной. Интересный феномен преоценивания военных сил врага можно наблюдать рассматривая сновидения людей в Англии и Германии перед Второй мировой войной.

Важно отметить, что Ганнибал никогда не имел серьёзной поддержки со стороны Италии (Карфаген был всего лишь независимой колонией - не империей). Его целью была месть, которая, впрочем, не имела чёткого направления, вследствие чего объект её был выбран исходя из коллективных ценностей. Позже Ганнибал утверждал, что является защитником греческой культуры. Поскольку в действительности он был оторван от традиций своего народа, "лишён" отечества, все его усилия были обречены на провал. Кем был, могли бы спросить мы, тот "сияющий юноша", который согласно тексту Ливия сопровождал Ганнибала? Он, вероятно, представляет собой одну из личин Меркурия-психопомпа - а точнее фигуру puer aeternus, являющегося гением Ганнибала. Гений Рима как некий одухотворяющий фактор всегда обнаруживал себя во внешнем мире, поскольку в результате проекции атрибутировался объекту. Эго-сознание человека античности было ещё слишком слабо, чтобы осознать внутренние детерминанты, поэтому для них, как и для представителей первобытных племён свойственно было проецировать содержания бессознательного вовне. Таким образом гений, о котором идёт речь, персонифицировал ядро бессознательной личности.

Гений запретил Ганнибалу оглядываться назад. Этот мотив мы можем наблюдать рассматривая мифы об Орфее ведущем Эвридику из подземного царства и о жене Лота, превращённой в соляной столб. В случае с Орфеем фигура анимы, будучи контаминированной теневыми содержаниями бессознательного, соблазном низводит его в царство мёртвых. Этот мотив также может быть интерпретирован как неправомочное вторжение со стороны сознания в процессы происходящие в бессознательном. "Чудовище, окружённое змеями" в контексте рассматриваемого сновидения представляет собой тёмную сторону Меркурия - теневую фигуру бессознательного Ганнибала. Запрет упреждает возможность роковой для сновидца встречи с ней.

В случае Фемистокла мы могли наблюдать противоположную картину: его сознательная идентичность органично формировалась питаемая тёмными водами хтонического бессознательного, в то время как Ганнибал в раннем возрасте был оторван от своих корней, поэтому несвоевременная встреча с тенью сыграла в его судьбе роль фатума. В силу своей природной любознательности он не смог сдержаться и увидел ужасного монстра. Змея согласно Юнгу является олицетворением теневой стороны коллективной души. Ганнибал был ведом коллективной целью - для него всегда существовала опасность стать инструментом реализации общественных тенденций, что являлось следствием слабого развития индивидуального начала. Схожей в этом отношении фигурой был Гитлер. Здесь мы видим обратную сторону гения Ганнибала. "Сияющий юноша" предсказал крах Италии - его слова отражали объективную данность: Юг Италии оказался опустошён, в ходе военных действий погибло более тридцати тысяч человек, четыреста с лишним городов было разрушено. Почему же Меркурий не должен был позволить Ганнибалу увидеть монстра? В действительности Ганнибал испытывал неосознанную любовь к Римской империи, буквально был ей очарован, поэтому он

не имел намерений разрушать её. Этот факт был проиллюстрирован его бессознательным представившим сцену совета римских богов. Ганнибал был захвачен иллюзией - образ войны в его видении окружён был романтическим ореолом (сравните с Наполеоном, который говорил о себе как величайшем борце за дело мира). "Сияющий юноша" согласно Юнгу является одной из личин архетипа пастуха, аналогичное отношение к которому имеют Орфей, Поймандр и бог индийского пантеона Кришна. Он тот, кто управляет "людским стадом". Одержимость этим архетипом неизбежно приводит к констелляции теневой стороны бога. Рассмаривая это явление с позиций аналитической психологии мы можем отметить, что Ганнибал имел крайне ограниченное представление о себе, отождествляясь с фигурой спасителя он не осознавал что в такой же степени является и ужасным монстром. То же зачастую происходит и с людьми, которые не замечают собственной тени. Одержать победу над чудовищем есть шанс лишь у того, кто имеет мужество отказаться от жертвы индивидуального в пользу коллективного обрекая себя тем самым на полное одиночество. Исходя из послания рассматриваемого нами сна Ганнибал в отличии от Фемистокла объединившего противоположности, единство которых волотилось в образе кадуцея, не был способен на такую жертву.

Теперь перейдём ко второму сновидению, в котором Юнона угрожает Ганнибалу лишить его зрения. Бессознательное персонифицированное римской богиней подчиняет Ганнибала, несмотря на отсутствие у последнего такой привычки. Однажды жрец при дворе Антиоха четвёртого совершив жертвоприношение объявил Ганнибалу, что тот потерпит поражение в предстоящей битве. Тогда Ганнибал ответил: "неужели ты веришь больше во внутренности телёнка, чем в мою волю". Его самомнение было крайне раздутым. Потому эпизод сновидения, в котором Ганнибал ответил Юноне повиновением ещё раз подтверждает тот факт, что все высшие ценности были бессознательно приписаны им божествам римского пантеона. Известно, что Ганнибал утратил способность видеть одним глазом во время перехода через Альпы. Юнона угрожает лишить его второго глаза.

Потеря зрения на один глаз в символическом смысле соотносится с односторонностью сознательной позиции. Подобные "случайности" происходят довольно часто - сюда можно отнести травмированные руки - активная правая символизирует способность оценивать происходящее с сугубо сознательных позиций. Змея в сновидениях мужчины напрямую связана с феминной стороной личности, которая в случае Ганнибала оставалась неразвитой, поскольку он лишён был контакта с матерью в возрасте девяти лет. Испанка, на которой он женился, вероятно, не играла в его жизни сколько-нибудь важной роли. Он был одержим одной только целью - война заменяла ему всё. По этой причине феминный принцип в его психике проявлял себя в коллективной форме - в сновидении он предстал перед ним в образе змеи. Примечательно, что угроза для Ганнибала исходит от Юноны Лацинии - покровительницы материнства. Лациния помогает детям повиться на свет и защищает их брови. Ганнибалу не удалось установить контакт с анимой - олицетворением феминного аспекта бессознательного. Фемистокл в противоположность последнему, как мы знаем, был женат, и жена сопровождавшая его в изгнаниии играла для него довольно значительную роль. Ему удалось интегрировать феминный принцип связанный с "тёмной стороной" бессознательного. На примере Ганнибала мы можем наблюдать типичную ситуацию характерную для чересчур маскулинных мужчин. В некоторых индейских племенах мужчины во второй половине жизни начинают носить женскую одежду. Это отражает поворот от активной жизненной позиции к отстранённой созерцательности, религиозному отношению к жизни. В то время как сон Ганнибала предвещает ему трагическую гибель, сновидение Фемистокла несёт в себе разрешение конфликта - мы видим Фемистокла стоящим на золотом жезле. Кадуцей в сновидении символизирует неразрушимое, нетленное начало, он наделён магическими свойствами. Золото имеет отношение к солнцу олицетворяющему свет сознания вышедший за пределы тленности. Тот факт что Фемистокл оказывается стоящим на жезле, а не на земле подразумевает невозможность прийти к целостности руководствуясь установкой ориентированной вовне. Фемистокл понимает это, и успешно справляется с поставленной задачей.

Интересно было бы сопоставить отношение к сновидениям в античности с таковым в наше время. В первом случае змея была бы интерпретирована как гений Афин, божественная сила захватившая сновидца. Орёл рассматривался бы как символ его высоких достижений в общественной жизни, а посох как намёк на финансовую состоятельность и безопасность, которые ожидают сновидца в конце жизни. В настоящее время мы скорее стали бы вести речь об инстинктивных импульсах побуждающих сновидца играть коллективную роль и ведущих к инфляции, что в итоге ставит под угрозу его жизнь. В результате осознания и последующей психизации этих сил происходит трансформация личности, осуществляется процесс индивидуации. Мы акцентируем внимание в первую очередь на "психической" функции сна, в то время как греки воспринимали сновидения лишь как пророческие послания. Это иллюстрирует насколько в малой степени люди древности были осведомлены относительно процессов происходящих в их душе. Потребовался долгий путь лежащий через принятие христианства для того, чтобы мы, наконец, смогли осознать направляющие нас динамические импульсы бессознательного, могли воспринимать сон как внутреннюю драму. Сновидения рассмотренные нами в этой главе, как мне кажется, во многом имеют типический характер обладая большой коллективной значимостью, они напрямую соотносятся с ключевыми моментами жизни двух великих фигур древности. Это позволяет нам сделать доступными восприятию некоторые аспекты процесса индивидуации.

Из книги Марии Луизы Фон Франц "Сновидения"

 

Категория: Тайны подсознания | Просмотров: 91 | Добавил: vishnia | Теги: СИМВОЛЫ, сновидения
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Свободная Планета(с)2013г