Уровень воды в Северном Арале продолжает расти благодаря Кокаральской плотине, построенной у южной кромки восстанавливающегося водоема. По мере возрождения северной части Аральского моря, некогда бывшего четвертым по величине озером в мире, постепенно возрождается и рыболовство. (Фото Дэвида Триллинга)
НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Усыхание Аральского моря – одна из наиболее ужасных из вызванных человеком экологических катастроф за всю историю наблюдений. Но небольшой сектор в северной части этого водоема восстанавливается, и туда возвращается рыба.
Когда управленцы советской плановой экономики решили начать отводить воду из двух крупнейших рек Центральной Азии, Амударьи и Сырдарьи, на нужды хлопководства в Узбекистане, они подписали Аральскому морю смертный приговор. Этот водоем, некогда бывший четвертым по величине озером в мире, одно время поставлял шестую часть всей потребляемой в СССР рыбы. Но за последние 50 лет размер Арала сократился более чем на 90%.
При поддержке Всемирного банка Казахстан в 2005 году построил плотину, чтобы удержать воду в одном из заливов в северной части Аральского моря. По словам критиков, данный эксперимент еще более ускорит гибель остальной части Арала, но сторонники утверждают, что это лучший из оставшихся на данном этапе вариантов.
И эксперимент, судя по всему, сработал.
В августе я увязался за своим младшим братом Майклом Блендом (Michael Bland), который, в рамках проводимого им исследования в Университете Восточной Англии, решил сравнить уровень воды и ее засоленности в тех же точках, где в 2011 году проводилось схожее исследование экспедицией Университета Западного Мичигана. Обработав к декабрю прошлого года все собранные данные, Майкл обнаружил, что Малый Арал поразительным образом восстанавливается.
Население региона в течение долгого времени сокращалось, а теперь оно растет. Согласно статистическим данным правительства Казахстана, в последние годы в регион вернулись более 5 тыс человек. Местные чиновники в Аральске любят похвастаться относительно недавно построенным консервным заводом, называя его символом возрождения надежды в данном регионе.
По данным связанного с правительством Казахского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, улов рыбы в Малом Арале вырос с 695 тонн в 2005 году до 5595 тонн в 2014. Также в море более чем в два раза увеличилось видовое разнообразие рыбы – некоторые виды завезли, а некоторые приплыли естественным образом.
Но предстоит еще много сделать. В 1961 году улов находился на уровне 34160 тонн.
Деревянные лодки снуют вдоль берегов Малого Арала уже в 25 километрах от села Жаланаш, являвшегося раньше морским портом, где сейчас на песке, бывшем некогда дном Аральского моря, ржавеют старые рыболовные суда.
Ключевым элементом проекта по восстановлению северного сектора Арала является 13-километровая Кокаральская плотина, перегородившая пролив Берга. До 1973 года Кокарал был островом площадью 270 квадратных километров, но по мере усыхания моря он превратился в перешеек, отделяющий небольшую часть в северной части моря от Большого Арала на юге. Рыболовство пришло в упадок. В 1980-2000 гг. регион в северной части Аральского моря покинули 45 тыс человек. Построенная в 2005 году плотина обошлась в $86 млн, $64,5 млн из которых предоставил Всемирный банк в виде ссуды. Она заменила песочную дамбу, насыпанную местными жителями в 1990-х годах.
Некоторые экологи утверждают, что Кокаральская плотина является очередным гвоздем в гроб так называемого Южного Арала. Но она позволила поднять уровень воды в северном секторе моря, известном как Малый Арал, больше чем на 12 метров по сравнению с 2003 годом, когда этот уровень достиг исторического минимума. Давно рассматриваемый план по увеличению высоты дамбы, скорее всего, будет осуществлен, сказал EurasiaNet.org Николай Аладин из Российской академии наук. Он назвал этот план «сверхсекретным». Пока неясно, из каких источников будет финансироваться данный проект.
«Основным нерешенным вопросов является форма прямого вмешательства, – сказал Кристофер Уайт (Kristopher White), эксперт по Аральскому морю в алматинском университете КИМЭП. – Одним из вариантов является увеличение высоты уже существующей дамбы, что позволило бы повысить уровень воды в северной части Аральского моря на шесть метров».
Другой вариант – построить вторую плотину, с помощью которой удалось бы повысить уровень воды еще больше. «С точки зрения рыболовства и экологического состояния моря в целом, предпочтительным, возможно, является надстройка существующей дамбы», сказал Уайт, добавив, что «критики могут задать законный вопрос», почему изначально не была построена более высокая дамба.
Проведенное Майклом Блендом исследование показало, что уровень минерализации (т.е. солености) воды к югу от плотины в 6,5 раз выше, чем в отгороженном ей Малом Арале. Это указывает на то, что приток пресной воды из Сырдарьи в Малый Арал остается на уровне, превышающем уровень потери воды по причине испарения. В целом, уровень минерализации воды был ниже как в южной, так и в северной части Аральского моря по сравнению с показателями 2011 года, полученными Филиппом Миклином (Philip Michlin) из Университета Западного Мичигана.
Сторонники спасения Малого Арала указывают на то, что одна из двух рек, питающих Аральское море – Амударья, находящаяся на узбекской стороне – практически пересыхает, не доходя до Арала. Воды Сырдарьи, текущей по большей части по территории Казахстана, впадают в море в течение по крайнем мере части года.
Для выживания Южного Арала в долгосрочной перспективе нужно будет, чтобы Узбекистан улучшил свою неэффективную ирригационную инфраструктуру, используемую для полива требующих больших объемов воды хлопковых полей, отмечают ученые. Но Узбекистан, судя по всему, не особо настроен что-либо менять, предпочитая вместо этого обвинять находящийся вверх по течению Таджикистан, надеющийся построить самую высокую плотину для ГЭС в мире.
Мало кто из наблюдателей ожидает особых изменений в ближайшем будущем. Кристофер Уайт из университета КИМЭП считает, что центральноазиатские республики «определенно не являются примером для подражания в сфере международного сотрудничества».
Между тем, берега Малого Арала подбираются все ближе к Аральску. До строительства Кокаральской плотины воды Арала находились от города на расстоянии 100 километров, а теперь – всего в 12. |