Вторник, 25.07.2017, 13:50Главная | Регистрация | Вход | RSS

Форма входа

купить диплом специалиста недорого в Москве и по России

Служебные кнопки



МЫ В СОЦ СЕТЯХ


Поиск

Яндекс Поиск



Немного о нас

Пузомерки



Зеленая Планета

Кнопка нашего сайта

Свободная Планета






Топ пользователей

НАШИ НОМИНАНТЫ


НАШИ СПЕЦКОРЫ

san
2
ULG
5
koe
9




Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Погода




Эко-мониторинги






Друзья сайта



Форум сайта свободная Планета

Главная » 2017 » Июль » 21 » Сновидения матери Бернарда Клервосского и матери святого Доминика. Символ Собаки.

14:28
Сновидения матери Бернарда Клервосского и матери святого Доминика. Символ Собаки.

 

Когда Алетта, мать Бернарда Клервосского была беременна, ей приснился сон, в котором она родила маленькую белую собачку с красной спиной. Щенок громко лаял.

Мать Святого Доминика находясь в том же положении во сне увидела сходную картину: она родила щенка, который держал в зубах горящий факел. Читая об этом можно подумать, что образы сновидений, представленных выше, лишь фантазия неизвестного авторства, поскольку в средние века пёс являлся широко распространённым аллегорическим символом мудреца и святого.

В действительности же любое сновидение всегда есть плод воображения призванный отразить в символической форме происходящее в психике сновидца, как мог бы выразиться Юнг. "Автор" этих сновидений, если он всё-таки существовал, в обоих случаях смог найти подходящий образ для иллюстрации событий символического плана, который несомненно был "подсказан бессознательным". На мой взгляд, оба сновидения в действительности являются аутентичными. Перед тем как мы перейдём к рассмотрению основных их мотивов, предлагаю предварительно обратиться к биографиям соответствующих личностей.


Жизнь святого Бернарда Клервосского (1192-1153). 


Бернард Клервосский был рождён в Фонтене недалеко от Дижона (столицы Бургундии). Его отец - рыцарь по имени Тесцелин, погиб во время одного из крестовых походов. Мать Святого Бернарда происходившая из благородного древнего рода, известного своим благочестием, умерла, когда её сын был ещё юн. Поскольку Бернард имел слабую конституцию, он решил непременно стать монахом, и несмотря на все препятствия, стоявшие на его пути, вступил в общину основанную Робертом Молемским в 1098 году.  В 1115 году Бернард был избран аббатом нового монастыря, основанного недалеко от долины Клерво. Аббатство впоследствии стало главным монастырём цистерцианцев. Благодаря репутации страстотерпца, являющегося к тому же автором многочисленных писаний, влияние и авторитет святого Бернара распространились далеко за границы Клерво.

Бернард также являлся активным общественным деятелем, он принимал участие практически во всех наиболее важных богословских дебатах своего времени. Бернард внёс существенный вклад в создание духовно-рыцарского ордена тамплиеров - в частности под его влиянием на соборе в Труа 1128 года, (возглавляемом Матвеем Альбанским) был принят устав ордена, основанного, кстати говоря, в первую очередь для борьбы с мусульманами.

Впоследствии благодаря тамплиерам в Европу проникло учение арабской алхимии сохранявшее свою актуальность вплоть до шестнадцатого века. После смерти папы Гонория II Бернард активно защищал права папы Иннокентия II против Анаклета II (Антихрист). В конечном счете ему удалось убедить и самого императора, и Анаклетий II был изгнан из Рима. Незадолго до того Норберт Ксантенский пророчил близкий приход антихриста - это открылось ему во сне. Бернард Клервосский подверг сомнению откровение святого, но как только на политическую сцену вышел Анаклет (Пьетро Пьерлеони), он поспешил изменить свою точку зрения.


Непререкаемый авторитет Бернеарда Клервосского предрешил исход его конфликта с Пьером Абеляром. Хотя Бернард был очень образованным для своего времени человеком, он оказался неспособен понять тонкую логическую аргументацию Абеляра, поскольку являл собой чувствующий тип. Тем не менее его нападки в сторону Абеляра инициировали осуждение последнего. 


Бернард Клервосский помимо прочего являлся также вдохновителем крестового похода против славян, который не только не привёл инициатора к желаемому результату, но и в значительной степени подорвал его репутацию. Бернарду не удалось обратить славян в свою веру, непоколебимость "этих псов" смело смотрящих в лицо смерти он считал следствием одержимости их дьяволом. Бернард по натуре своей далеко не являлся слепо верующим человеком, и вопреки религиозному фанатизму имел благородный нрав и хорошие дипломатические манеры. Подорвав своё здоровье бесконечными самоистязаниями, сломленный непрерывной работой Бернард Клервосский ушёл из жизни 20 августа 1153 года.

Жизнь Святого Доминика (1170-1221г).


Святой Доминик, основатель ордена доминиканцев (или ордена проповедников), родился в 1170 в городе Калеруэга, расположенном в старой Кастилии. В течение 10 лет он изучал свободные искусства и теологию в Паленсии. В 1196 году Доминик был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников в городе Осма. В 1203 году епископ Диего де Асеведа был послан кастильским королём Альфонсом IX в Данию с дипломатической миссией, в которой его сопровождал Доминик.

В 1205 году папа Иннокентий III отправил Доминика вести проповеди в Лангедок, где в то время была широко распространена ересь альбигойцев. Борьба с ересью на последующие десять лет (1205-1215 годы) стала основным делом Доминика. Учение альбигойцев было напрямую связано с воззрениями болгарских богомилов, патаренов из Ломбардии, и представителей многих других религиозных движений берущих своё начало от манихейства и неоплатонизма. В основе учения богомилов, к примеру, лежало дуалистическое убеждение о противоборстве Бога И Сатаны. Материальный мир, согласно их представлениям, являлся творением последнего. Именно по этой причине для них было характерно тотальное мироотрицание и предельный аскетизм. Многие из них даже оканчивали жизнь самоубийством прекращая принимать пищу.

Доминик пребывал на стороне Симона де Монфора, хотя и не одобрял военных кампаний в отношении альбигойцев, и уж тем более не являлся инквизитором. Его методом была проповедь. Лишь только после многочисленных безуспешных попыток обратить еретиков в свою веру Доминик в одной из последних проповедей в Лангедоке с горечью заявил: "долгие годы я предостерегал вас с кротостью - проповедями, молитвами, слезами. Но там, где благословение бессильно, может помочь лишь оружие". В то же время и возник доминиканский орден. Поначалу в него вошли лишь те, кто сопровождал Доминика в его миссии. Устав ордена был утверждён папой Гонорием III в 1216 году. В дальнейшие планы Доминика входило отправиться вести проповеди татарским племенам живущим на берегах рек Волги и Днепра. Однако осуществить их ему не удалось - шестого августа 1221 году в Болонье Доминик умер.

Интрепретация сновидений.


Эпоха античности не случайно оставила после себя огромное множество сновидений матерей великих людей. Многие сохранившиеся сновидения вполне могут рассматриваться  в проспективном контексте по отношению к судьбам сыновей. К сожалению, мы едва ли можем найти достаточное число параллелей в современности. Юнг считал, что беременность женщины подразумевает необходимость глубокой интроверсии. В древности считали, что в душе нерождённого ребёнка находит отпечаток всё, что во время беременности оказало влияние на мать. Мы рассмотрим представленные сновидения в двух ракурсах: проспективном - прослеживая взаимосвязь образов сновидений с характером судеб сыновей, и в субъективном - рассматривая образы сновидений как отражение бессознательных процессов происходящих в психике матерей.  

Символизм собаки. 


Как символ пёс имеет большое чило различных аспектов. В античности образ пса имел прочную ассоциативную связь с тёмной стороной луны, и в частности, её персоницикацией, богиней Гекатой, равно как и с Артемидой, богиней рождения наказавшей охотника Актеона, который увидел её обнажённой во время купания. Актеон был превращён Артемидой в оленя и разорван на куски своими же охотничими псами. Цербер, трёхголовый пёс, страж Аида, был сыном Ехидны - наполовину змеи, наполовину женщины, дочери Геи и Тифона. Другие их дети - Химера, Сцилла, Медуза-Горгона, Немейский лев, орёл, клевавший печень Прометея, Орф, поверженный Гераклом Герион. От Орфа Ехидна родила Сфинкс. Сириус, самая яркая звезда в созвездии Большого пса, которая восходит и заходит вместе с солнцем, сопутствует наиболее жаркому периоду в году - периоду летнего солнцестояния. Псов, разрывающих быка на части мы также можем наблюдать и в мистериях Митры. Египетская богиня Исида перемещается верхом на псе. В античности в значении "быть беременной" использовалось выражение "kyontis", образованное от корня слова пёс (kyon). таким образом образ пса устойчиво ассоциировался с беременностью, поскольку пёс являлся бессменным спутником матери-богини. 

Мотив исцеления и пёс.


Собака всегда сопровождала Асклепия, являясь также и его териоморфным воплощением. В египетской мифологии шакалоголовый Анубис полагаясь на свой нюх помогал Исиде найти части тела расчленённого Осириса. За исключением фаллоса, проглоченного рыбой oxymynchos, все его органы были найдены и собраны вместе. Псы всегда играли значимую роль в ритуалах смерти. Псы - жрецы Анубиса, основная роль которых состоит в осуществлении процесса мумификации мёртвого тела. В Древней Персии трупы кидали на съедение псам. Также собаку приводили к постели умирающего и кормили, чтобы в загробном мире они не тронули его тело, аналогично Геракл входя в Аид бросил Церберу медовые лепёшки. Часто маленького пса изображали на могильном камне, поскольку собака также являлась проводником в загробном мире. Взять к примеру мифологию Ацтеков, в которой пёс в подземном мире указывал дорогу душам умерших.


Псы также играли важную роль во многих гностических учениях. Ещё Ипполит в "Опровержении всех ересей" пишет о "пёсьей звезде", входящей в созвездие Малой медведицы следующее: "Большая медведица - это первое творение, и оно подобно спирали или колесу, движущемуся вспять. Малая медведица - это отражение Большой медведицы, второе творение, узкий путь ведущий к искуплению. Логос - это пёс, который охраняет овец от волков, он - создатель космоса, который есть порядок. Когда восходит созвездие пса, все растения, которые не отпустили прочных корней, вянут. Пёсья звезда - их судья. Также и пёс, как Логос судит человеческие души". В гностических текстах мы также можем найти упоминания о голубой женщине-собаке, которую преследует мужчина с эрегированным фаллосом. Она является спутницей луны.

Образ собаки присуствует также и в христианском символизме, где пёс выступает своеобразной аллегорией Христа кроткого с теми, кто принял его и беспощадного к тому, кто его отверг. Григорий I Великий сравнивает благочестивых и учёных мужей с псами. В некоторых источника мы можем найти упоминания об Апостоле Павле как о собаке, которая "живёт половину жизни в воде и половину на земле". 

В алхимическом символизме пёс отсылает к началу трансформации, олицетворяя prima materia. В одном из текстов Арнольда из Виллановы мы можем прочесть такие слова: "разбей маленькую собаку на куски". Они свидетельствуют о том, что сука, как и кобель, предсталяет собой prima materia, которая должна быть растворена, чтобы преобразиться. Следующая цитата, приписываемая Гермесу, звучит так: "Сведи вместе коэтанского пса и армянскую суку. Она родит тебе щенка подобного псам из божественной стаи" - и далее: "он будет охранят твоих близких, и будет охранять тебя от врагов, и поможет тебе, где бы ты ни был всегда - будешь ли ты в этом мире или в другом". 

Образ собаки в бессознательном и его отношение к реальности.


Кювье сказал однажды: "Собака - одно из величайших завоеваний человека". Пёс - хороший охранник и помощник на охоте. Собаки предельно близки к природе и в то же время беспредельно преданы человеку. В психологическом смысле пёс представляет собой способность человека взаимодействовать со своей инстинктивной сферой. Собаки являются частыми персонажами фольклора, поскольку обладают совершенным обонянием. Собаки предчувствуют смерть хозяина, и могут бесконечно долго сидеть у его могилы.

Пёс зачастую является своеобразным отражением хозяина, он представляет собой его альтер эго. Каждый с лёгкостью может привести немалое количество примеров: я в свою очередь упомяну лишь о Фридрихе Втором и его собаке по кличке "Бише". Теперь давайте перейдём к рассмотрению символизма собаки в каждом из представленных сновидений.

Известно, что собаки утратили свою первоначальную природную автономность и попали в зависимость от человека. В этом смысле можно провести параллель в отношении обоих святых: по сути они являлись слугами Христа. Их судьба была изначально предопределена: любой инстинктивный порыв безжалостно блокировался, фактически они являлись проводниками указывающими путь верующим. Их задача - собрать стадо, когда на горизонте появляются еретики в волчьем обличье, "маленькие лисы, которые портят виноградники". Негативный аспект подобного отождествления заключается в однобокости, крайней ограниченности религиозной установки, и как следствие неспособности адекватно воспринимать аргументацию противоположной стороны имея возможность противопоставить ей лишь "гавканье".

Так Святой Бернард вместо того, чтобы вступить в дискуссию с Абеляром "облаял" последнего, также фактически поступил Святой Доминик в отношении альбигойцев. Не стоит упускать из внимания тот факт, что отмеченные события происходили на заре инквизиции, силы которой действовали самым грубым образом в отношении любого еретического религиозного движения. Это приводило только к обострению конфликтов возникаюших на религиозной почве. Разрешения их возможности на тот момент существовать не могло, поскольку оно всегда требовало индивидуального подхода. 

 
Оба святых - люди чувствующего типа. По легенде Бернард мог исцелять одним только прикосновением, в чём можно увидеть связь с мифологическим образом Асклепия или Анубиса. Можно сказать что Бернард в некотором смысле пролил свет исцеления на раскол, что произошёл в церкви. В подобных случаях, когда мужчина неуклонно следует определённому курсу, чаще всего он пребывает в неведении относительно собственных убеждений, которые оказываются ни чем иным, как отражением позиций матери. Очевидно что, Августин был ведом бессознательным импульсом: его внутреннее сомнение, шаткая религиозная установка в результате экстериоризации послужили причиной серьёзных конфликтов с внешним миром.

Абеляр стремился интегрировать философию Аристотеля в теологию, объединить реализм и номинализм в своём концептуализме, вынужденный всю жизнь терпеть серьёзные притеснения со стороны недоброжелателей свою философию он строил на парадоксах. Ни один из двух святых не испытывал внутренних конфликтов, поскольку и "овцы" и "волки" для них пребывали вовне. И тот и другой фактически были ведомы слепым инстинктом. С того момента и христианская традиция приобрела инстинктивный характер, поскольку подобные фигуры всегда ориентированы в сторону бессознательного. Этот факт обусловливает высокую степень инерции, свойственную христианской рефлексии. Как сказано было ранее, мы должны также учитывать и негативный аспект рассматриваемого символа собаки - это отношение к тёмной матери Гекате, к смерти, и безумию.

Если приложить последнее к личностям обоих святых, можно заметить, как преломлялся этот аспект в характерах Доминика И Бернарда. Их благочестие, безграничная вера практически лишали их гуманности, что зачастую влекло к крайне негативным последствиям. Пёс, держащий факел в зубах - это человек, несущий свет миру. С одной стороны с этим можно согласиться, поскольку доминиканский орден явился колыбелью томистской философии и схоластического духа Римской католической церкви. Орден не ставил своей целью методами инквизиции искоренить ереси, он скорее стремился основать новую форму европейского мышления основанную на духовной философии.

В действительности человек неизбежно оказывается во власти тех убеждений, которые стремится опровергнуть - именно по этой причине учение Аристотеля и натурфилософов незаметно проникает в новое религиозное течение. В результате основные догматы были пересмотрены с позиции чистого интеллекта в ущерб чувственности, что было компенсировано возникновением мистических христианских движений связанных с именами Адама Сен-Викторского, Мейстера Экхарта и другими. Ожесточённость в отношении ересей со временем возрастала, что привело к крайней степени ригидности восприятия религиозных догматов и вызвало, наконец, церковный раскол.

В этом контексте мы можем интерпретировать факел в зубах пса как орудие поджигателя. Огонь в психологическом смысле представляет собой концентрированный аффект, неконтролируемые эмоции, которые несут разрушение, но и обладают своеобразным эффектом "иллюминации". Речь идёт о носителе принципиально нового знания, без которого мы никогда не сможем достичь более высокой степени осознанности. Этот факел является знамением очередного глобального конфликта, разрешение которого ведёт к рождению нового европейского духа живого и поныне. Сон рассматриваемый нами крайне беден деталями, он в некотором смысле подобен вырванному из киноленты кадру, отображающему происходящее в коллективном бессознательном.

   
Если сравнить образы псов каждого из сновидений, нетрудно заметить, что собака явившаяся матери Бернарда была вполне заурядной, в то время, как пёс из сновидения матери Доминика нёс горящий факел. Представители первобытных племён увидели бы в нём "пса-целителя", скрытое воплощение духа. Здесь мы должны попытаться прояснить, что означает мотив собаки, стоящей за спиной у человека, оказывающей ему помощь. Очевидно, речь идёт о некоем импульсе стремящемся достигнуть порога сознания, но в силу его несовместимости с актуальной позицией последнего пребывающем в сфере бессознательного.

Пёс явившийся в сновидении матери Бернарда тоже имеет интересные особенности. Это расцветка - сочетание белого с красным, цвета имеющие прямое отношение к стадиям алхимического процесса. Первой идёт нигредо (почернение), об её окончании свидетельствует, как говорят алхимики "павлиний хвост", далее следует альбедо ("белизна"), затем рубедо ("краснота"). Четвёртому этапу, который выделяют некоторые алхимики соответствует жёлтый или золотистый цвет. Нигредо представляет собой состояние подавленности и тревоги, человека разрывают инстинктивные порывы, он одержим страстями и не может найти себе место. На этом этапе бессознательное предстаёт перед нами в деструктивной форме являя образы тени, теневых анимуса и анимы. Очищение, ясность и свет приходит с достижением следующей стадии - альбедо. Оно представляет собой некоторого рода озарение: происходит интеграция психических процессов, человек приобретает контроль над эмоциями, подчиняет себе инстинктивные импульсы. Это время, "когда неожиданно выпадает белый снег". Но эта стадия поразумевает некоторую обособленность, отделённость от жизни, одиночество и пассивность. За альбедо следует рубедо - возвращение к жизни. На этой стадии место эго занимает самость. 


Алхимики никогда не стремились стать в оппозицию христианству, напротив, алхимия фактически заполнила огромный пробел в христианском мировоззрении приблизив его к реальности, примирив с ней, а также сделала возможным восприятие человека как части природы. Начало первого тысячелетия нашей эры было ознаменовано серьёзным кризисом веры, разрешить который стремились как христианские святые, так и алхимики. Когда первые "лаяли на волков", вторые трудились в лабораториях стремясь "очистить" сознание от всевозможных примесей.   


Теперь давайте попытаемся рассмотреть символизм сновидений с позиции матерей. В сказках часто можно встретить следующий мотив: злая мать или мачеха оклевётывает невестку сообщая сыну, что его жена родила собак, поскольку сношалась с кобелём. Довольно многих женщин могу посещать подобные фантазии перед родами. О чём может свидетельствовать указанный мотив в психологическом смысле? Вышеописанным образом бессознательное даёт женщине понять, что её сын "волен" следовать собственной судьбе.

Алетта была крайне обеспокоена своим сном, она боялась, что не сможет родить нормального ребёнка. Она была француженкой, происходила из хорошей семьи. Алетта испытывала серьёзный психологический конфликт в связи с тем, что её мужу в силу профессии часто приходилось подолгу уезжать из дома. Очевидно, она не могла не помышлять об измене, которая в то время считалась смертным грехом.

В древней Греции слово "пёс" в вульгарном смысле имело отношение к обозначению мужского полового органа, примитивной сексуальности. В этой связи стоит вспомнить киников, которые практиковали половые сношения прилюдно, демонстрируя презрение к обществу. В духовной жизни Алетту также ожидало разочарование, поскольку женщине для естественного развития необходимо пребывать в обществе - только в этом случае её Эрос вступает в контакт с принципом реальности. Если этого не происходит, бессознательное оказывается перегружено.

Если страдает инстинкт, неудивительно, что в воображении женщины возникает дух в образе пса, вступающий с ней в любовные отношения. Бессознательное таких женщин чрезмерно "напряжено", поэтому зачастую они имеют довольно своеобразные фантазии в отношении своих сыновей. Одиночество приводит женщину к одержимости анимусом. Арабы говорят о таких женщинах: "джин захватил их в пустыне".

Несмотря на то, что многие женщины могут видеть подобные сновидения, это ещё не свидетельствует об их одержимости анимусом. Представленные сновидения иллюстрируют довольно распространённый патерн, преломление которого в психике напрямую зависит только от индивидуальных особенностей личности. Бернард, также как и Доминик, имел выраженный материнский комплекс, который проявлялся в наиболее мягкой, возвышенной форме.

В подобных случаях цель анализа - выбрать приемлемую форму реализации комплекса, поскольку очевидно, что он не может быть устранён или преодолён - так как является одним из базовых архетипических паттернов. В случае со святыми, такой формой, как мы видим, является полное самоотречение. Кто-то, вроде киников, способен в буквальном смысле слова вести "собачью" жизнь.

В тех случаях, когда мать стремится подавлять собственные инстинктивные импульсы, следует ожидать, что сын напротив будет искать возможность их реализации. Она появляется лишь в тогда, когда сын способен полностью отделиться, в психологическом смысле этого слова, от матери. Значительно чаще сыновья остаются во власти материнского комплекса отвечая чаяниям своих матерей фактически не вступая в контакт с действительностью, с реальным миром. Так и Бернард и Доминик никогда не предпринимали попытки разорвать эти узы, они принесли в жертву свои жизни, собственную индивидуальность до самой смерти ища врагов вовне.

Мария Луиза Фон Франц "СНЫ"

Просмотров: 81 | Добавил: vishnia | Теги: Сны, символ собаки
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Свободная Планета(с)2013г